Если больного просят...
Глава 2.7. Модели объектов, их свойств и изменений 577
Димость привычных преимущественно интероцептивных моделей-репрезентаций собственного тела и его частей, без которых на ногу, например, нельзя даже опереться.
Значение интероцептивных психических конструкций в нашей жизни особенно отчетливо проявляется у больных с очаговыми поражениями мозга. М. Мерло - Понти (1999) пишет, например:
Если вытянуть руку пациента по горизонтали, он описывает ее позицию лишь после выполнения серии маятниковых движений, которые позволяют ему оценить положение руки по отношению к туловищу, предплечья по отношению к плечу, туловища
по отношению к вертикали. В случае пассивного движения пациент чувствует, что движение происходит, но не может сказать, какое это движение и в каком направлении. Тогда он снова прибегает к активным движениям. ...Если больного просят
> выполнить какое-то абстрактное движение с закрытыми глазами, ему необходима, серия подготовительных операций, чтобы «найти» саму действующую конечность, направление или темп движения и, наконец, плоскость, в которой оно будет развертываться [с. 148-151].
Можно лишь повторить общеизвестную в медицине истину: без нормальной интероцепции нормальные движения невозможны.
В ответ на актуализацию в сознании типовых моделей-репрезентаций окружающей реальности и собственного тела в ней мы действуем обычно даже не раздумывая, автоматически. Действие наше меняется и в зависимости от изменения внешней ситуации (появления новых образов), и в ответ на возникновение новых ощущений от тела. Я специально делаю здесь акцент на интероцептивных (в широком смысле) ощущениях, так как роль визуальных образов восприятия более очевидна. Интересна также роль визуальных образов представления в регуляции движений. Так, Г. Пик и К. Розенгрен (1990) полагают, что при редукции или полном отсутствии зрительной перцептивной информации человек, выполняющий движение, ориентируется на мысленные репрезентации пространственных отношений. Причем последние трансформируются в процессе движения, как и обычная зрительно воспринимаемая сцена. .,