Main » 2014 » Ноябрь » 25 » Э. Кассирер (2006) пишет: Подобно...

Э. Кассирер (2006) пишет: Подобно...

Далеко не все абстрактные понятия возникают, как можно было бы предпо­ложить, в результате формирования вербальных конструкций. Я, например, во



Глава 2.1. Понятия 407



Многом согласен с точкой зрения, критикуемой Э. Кассирером [2006, с. 18] и очень близкой, по его мнению, к средневековому «концептуализму», в соответствии с ко­торой абстракции выводятся в том числе и из восприятий, где они содержатся как составные части. Сам Э. Кассирер и многие другие авторы процесс формирования абстрактных понятий представляют как выделение общих признаков и свойств у объектов. Э. Кассирер (2006) пишет:



Подобно тому, как мы образуем понятие о дереве, извлекая из совокупности дубов, буков, берез и т. д. всю массу их общих признаков, так точно мы образуем и понятие



О плоском четырехугольнике, изолируя то особое свойство, которое фактически имеется — и может быть непосредственно и наглядно показано — в квадрате и пря­моугольнике, в ромбе и ромбоиде, в симметрических и асимметрических трапециях и трапецоидах [с. 11].



Если применительно к формированию научного понятия «плоского четырех­угольника» можно согласиться с идеей «извлечения общих признаков», и то только в смысле их привлечения в качестве «строительных элементов» для формирования вербальной конструкции, то принять идею о формировании понятия дерево путем «извлечения из совокупности дубов, буков, берез и т. д. всей массы их общих признаков», другими словами, построения вербальной конструкции, выделяющей эти признаки и формирующей на их основе новые понятия, никак нельзя.



Хотя бы потому, что ребенок, даже уже владеющий понятием дерево, сформи­ровавшимся у него на основе собирательной сенсорной модели-репрезентации, просто еще не в состоянии выделить общие признаки разных деревьев, а тем более создать на их основе вербальную конструкцию, которая стала бы значением со­ответствующего понятия. Следовательно, понятие дерево формируется у него на основе соответствующей модели-репрезентации. Другое дело, что в последующем, на очередном этапе развития ребенок оказывается уже вполне способен усвоить существующую в языке вербальную конструкцию, использующую признаки дере­вьев, в качестве вербального значения понятия дерево.

Просмотров: 115 / Добавил: admin / Дата: 23.11.2024
Comments 0
Total comments: 0
.