Человеческое сознание непрерывно «вяжет» сложнейшую...
Итак, знак — это физический объект, явление, свойство, действие и т. д., образ которого актуализирует в сознании психическое содержание (значение этого образа) и ассоциированную с ним модель-репрезентацию иного (означаемого) объекта или другой сущности, физической или психической. Символ — это физический объект, явление, свойство, действие и т. д., образ которого актуализирует в сознании непосредственно модель-репрезентацию иного (означаемого) объекта или другой сущности, физической или психической. Образ символа может также непосредственно актуализировать в сознании не модель-репрезентацию, а вербальную конструкцию, конституирующую, создающую иной (означаемый) объект или другую сущность.
Важнейшими для человека символами и одновременно знаками являются специальные, искусственные, легко и быстро воспроизводимые одним человеком и столь же легко и быстро воспринимаемые и распознаваемые другим человеком объекты — слова языка. Модель-репрезентация слова, обозначающего основной объект, включена в качестве составной части в модель-репрезентацию этого основного, обозначаемого данным словом объекта. Поэтому появление в сознании образа восприятия слова немедленно вызывает в качестве своего значения актуализацию в сознании модели-репрезентации основного объекта, а не модели-репрезентации
364 Часть II. Феноменология символических репрезентаций
Самого слова. Использование слова позволяет передавать с его помощью от человека к человеку психическое содержание, конвенционально связанное с образом слова и у создающего слово, и у воспринимающего его. ....
Э. Кассирер (2002) считает, что основополагающие понятия каждой науки, средства, которыми она ставит свои вопросы и формулирует свои выводы, предстают в виде созданных самим человеком интеллектуальных символов. Человеческое сознание непрерывно «вяжет» сложнейшую «сеть» символических связей между совершенно разными элементами окружающего мира. Причем связи эти часто носят случайный или зависящий не от физической реальности, а от самих людей конвенциональный характер. В результате нередко даже чувственно воспринимаемые свойства объектов начинают что-то символизировать. Например, белый цвет символизирует чистоту, зеленый — весну и возрождение жизни, красный — праздник и т. д.