Чье-нибудь социальное положение...
К. Поппер (2002) тоже считает, что:
...«факты» не являются ни основой теорий, ни их гарантией: они не более надежны, чем любые наши теории или «предрассудки»; они даже менее надежны, если вообще можно говорить об этом... [с. 145].
Дж. Лакофф (2004) замечает: л'Ч/‘- ' ‘
Все объективисты признают существование грубых фактов, то есть таких, которые истинны, независимо от каких-либо человеческих установлений. Так, чей-нибудь вес — это грубый факт, так же как атомный вес золота. Многие объективисты также признают институциональные факты — факты, которые являются истинными вследствие наличия некоторых человеческих институтов. Чье-нибудь социальное положение и цена доллара по отношению к золоту являются институциональными фактами. ...Так называемые грубые факты во многих отношениях зависят от этих установлений — от соглашений, касающихся измерительных инструментов, теорий измерения, допустимого использования статистики и широких научных теорий,
492 Часть II. Феноменология символических репрезентаций
Которые в значительной степени продукты умов ученых. Эта проблема не нашла до сих пор адекватного решения в объективистской традиции и в целом представляется неразрешимой [с. 227-228].
' •,-} Р Т I
Что же представляет собой факт феноменологически? Рассмотрим факт Имар черный. Он представляет собой пропозицию, выступающую в качестве вербального заменителя визуального образа восприятия, репрезентирующего конкретный объект и его свойство. Все мы видим, что данная собака черная. И это бесспорный факт. Как отмечает Б. Рассел (2000):
...каждый сложный факт... может быть познан двумя путями: 1) путем суждения, в котором его отдельные части утверждаются в такой связи, в которой они фактически находятся; 2) путем непосредственного знакомства с самим сложным фактом, которое может быть названо восприятием... [с. 256].
Казалось бы, Б. Рассел (2007) очевидно прав, утверждая, что:
...факты принадлежат объективному миру. Они не создаются нашими мыслями или убеждениями за исключением особых случаев. ...Факт суть нечто такое, что вы выражаете посредством предложения, и они в такой же степени, как и отдельные стулья и столы, являются частью реального мира [с. 127].