Большая психологическая...
Самая фундаментальная проблема из тех, с которыми сегодня встречается когнитивная психология, — это как теоретически представить знания, имеющиеся у человека: что представляют собой элементарные символы или понятия и как они связаны, состыкованы между собой, как из них строятся более крупные структуры знаний и как осуществляется доступ к столь обширной «картотеке»... [с. 151].
В психологической литературе широко распространены, например, такие определения: ‘ • >
Понятия могут быть определены как ассоциация слов с рядом сходных между собой представлений... [Н. Н. Ланге, 2005, с. 167].
Представление является образом, возникающим в индивидуальном сознании, понятие же — опосредованное словом образование, продукт исторического развития [С. Л. Рубинштейн, 1999, с. 330].
Неясно, что это за «образование» или как материальные объекты — слова могут ассоциироваться с психическими представлениями.
Большая психологическая энциклопедия (2007) определяет понятие как:
...форму логического мышления [с. 342], . , 1 '
Глава 2.1. Понятия 395
А Большой психологический словарь (2004) — как: . • - , . . , , s ; , •
...форму знания, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим... [с. 397].
Б. Г. Мещеряков (2007) считает, что: и>' г: 1,51 - v-w
...понятие — форма мышления и знания, отражающая предметы в их существенных признаках; базисная единица социально культивируемой системы человеческого знания. За каждым понятием скрыто особое мыслительное действие (или их система), воспроизводящее предмет познания [с. 226]. ч. «.
Непонятно, что «форма мышления» или «форма знания» представляют собой феноменологически и как они представлены в нашем сознании.
Лингвистический энциклопедический словарь (1990) предлагает такое определение:
Понятие — 1) мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности посредством фиксации их свойств и отношений; последние (свойства и отношения) выступают в понятии как общие и специфические признаки, соотнесенные с классами предметов, и явлений; 2) то же, что грамматическая или семантическая категория... обычно не высшего уровня обобщения, например понятие двойственного числа, понятие события, понятие неактуального настоящего времени и т. п.; в этом значении стал часто употребляться термин «концепт». Понятие «концепт» — явление того же порядка, что и значение слова, но рассматриваемое в несколько иной системе связей; значение — в системе языка, понятие — в системе логических отношений и форм, исследуемых как в языкознании, так и в логике [с. 383-384].