Автор пишет: Объективизм требует, чтобы...
Автор [2004, с. 167] сообщает, что в традиционной биологии имеется по крайней мере два вида таксономических моделей: кладистические и фенотипические. Во многом они совпадают, но не всегда. С научной точки зрения оба вида моделей обоснованны. Тем не менее давление объективистского подхода, в соответствии с которым существует только одна правильная таксономия, вынуждает исследователя выбрать ту или другую модель, в крайнем случае третью, совмещающую черты обеих. Автор полагает, что причина этого в самой народной теории категоризации, которая говорит, что вещи входят в определенные роды, характеризующиеся общими признаками, и что существует лишь одна правильная таксономия родов. За народной теорией стоит сам «здравый смысл». Когда же народная теория и научная теория совпадают, становится еще труднее понять, где эта теория препятствует дальнейшему продвижению и даже что вообще имеется такая теория.
Дж. Лакофф (2004) обсуждает проблему, с которой мы сталкиваемся, рассматривая пойманную рыбу, если, с одной стороны, по фенотипическим критериям это — рыба, а с другой стороны, по кладистическим критериям это — целакант. Автор пишет:
Объективизм требует, чтобы ответ был абсолютно правильным. Однако в данном случае нет оснований для предпочтения одного набора научных критериев другому, и поэтому нет никаких оснований полагать, что существует один, и только один объективно правильный ответ [с. 247-248].
Он полагает, что «естественные роды» являются частью народной концепции мира, но не частью какой-либо научной концептуальной системы, где в конечном итоге будет достигнуто общее согласие по этому вопросу. Можно только согласиться с ним и добавить, что «естественный род» — всего лишь абстрактное понятие, а в окружающем мире вовсе нет рыбы (вообще), а есть множество конкретных животных. Если это понять, то все проблемы таксономии мгновенно решаются. При этом, безусловно, будет отброшено, например, и положение о «естественных» биологических категориях, которые якобы существуют в окружающем нас мире.